Схемы сертификации

В соотвествии с Правилами оценки соответствия, утверждеными Приказом и.о. Министра торговли и интеграции РК № 433-НҚ от 29.06. 2021 г. сертификация услуг может осществляться по одной из 5 схем.

№ схемы Оценка мастерства исполнения Оценка процесса оказания услуг Аттестация предприятия Сертификация системы менеджмента Выборочная проверка результата услуг Периодическая оценка
1 +       +

Проверка результата услуг*

2   +   +   Контроль стабильности процесса оказания услуг
3         + Выборочная проверка результата услуг
4     +   + Выборочная проверка результата услуг*
5       +   Контроль стабильности процесса оказания услуг

Сертификация нематериальных услуг осуществляется методом социологической оценки 

Применение схемы сертификации услуг

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг, что включает проверку условий работы, знаний технологической документации, документации по стандартизации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуг (отремонтированных, вычищенных и других изделий), а также последующую периодическую оценку. Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуг, осуществление которых допускается двумя способами:

  • проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания;
  • оценкой системы менеджмента.

Периодическая оценка осуществляется путем контроля стабильности процесса оказания услуг. При проверке технологического процесса контролируется:

  • полнота технологической документации;
  • соответствие оборудования требованиям выполняемого технологического процесса;
  • соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса;
  • соблюдение технологической дисциплины;
  • соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям выполняемого технологического процесса.

При оценке системы менеджмента проверяется:

  • политика в области качества;
  • руководство по качеству;
  • соответствие элементов системы менеджмента установленным требованиям;
  • эффективность системы менеджмента с точки зрения достижений целей, установленных в областях качества.

При наличии у заявителя сертификата соответствия на систему менеджмента оценка системы менеджмента не проводится.

Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата услуг. Схему допускается применять для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовление изделий по индивидуальным заказам).

Периодическая оценка осуществляется путем выборочной проверки результата услуг.

Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку:

  • состояния его материально-технической базы;
  • санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей;
  • ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительными услугами;
  • четкости и своевременности обслуживания;
  • качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и иное);
  • профессионального мастерства обслуживающего персонала.

Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и другое.

В качестве результата оценки предприятия допускается присвоение разряда (категории, класса, звезды).

Периодическую оценку допускается осуществлять с использованием социологических методов.

Схема 5 предусматривает сертификацию системы менеджмента и последующую периодическую оценку за стабильностью ее функционирования.

Сертификация системы менеджмента осуществляется органом по подтверждению соответствия системы менеджмента с привлечением экспертов-аудиторов по системам менеджмента в соответствии с документами по стандартизации. Допускается применять при сертификации всех видов услуг.